Навеяло
Пока ехал в метро задумался о такой вещи — каким образом выигрывают или проигрывают тендеры и т.д. Ну это понятно — откаты и прочая лабуда. Но я на об этом. Если в честном поединке — «один-на-один» (в нашей стране такое представьте тоже случается 😉 хоть и редко, но есть.) Многие тендеры проигрываются за многие годы перед тендером — в школа, университетах, институтах. Компании которые, сотрудничают с ВУЗами бесплатно предоставляют (либо за символическую цену) оборудование, программное обеспечение, учебные материалы и т.д. Студенты изучают эти продукты, а дальше когда приходит время тендера, он либо влияет на это решение, либо сам принимает решение какое ПО или оборудование покупать — вот тут свои 5 копеек и вносит прошлый (если он конечно удачный) опыт изучения в универе/институте. И проигрыш в тендере надо записывать маркетологам, и руководству компании, которое не разглядело этой ситуации.
Ведь как получается, человек, прошедший обучение в ВУЗе, уже обучать не надо в компании. Он уже имеет какой-то опыт работы с продуктом — это тоже не малый плюс.
К слову добавить, Microsoft проигрывает этот рынок в школах, а началось все с «учителя истории, бывший директор школы села Сепыч Верещагинского района Пермского края, проходивший в качестве обвиняемого по делу о незаконном использовании программ фирмы «Майкрософт» (компьютерное пиратство) в возглавляемой им школе». (Википедия). На мой взгляд, Microsoft слишком начал борьбу за «правильность» лицензий. Им бы лет через 10 начать ее, когда все преподаватели, школы, ВУЗы плотно сидели на всем этом, и никуда не могли спрыгнуть. А благодаря этому делу в России была запущена программа разработки и внедрения в школах СПО (свободного программного обеспечения).
Другой пример, компания RIM со своим брэндом — Blackberry. Это компания была никому не известна, но все изменилось в один прекрасный день, когда она стала раздавать бесплатно студентам Гарвардского (?) университета эти устройства. Из бывших студентов, получились нынешние владельцы и топ-менеджеры крупнейших компаний. Когда приходит к власти топ-менеджер, он просит свои профильные подразделения приобрести ему и настроить Blackberry. Затем как вирусная эпидемия — этим «недугом» больна уже вся компания. Покупается Blackberry Enterprise Server, происходит интеграция с почтовым сервером. Затем Blackberry записывается в корпоративную политику, мол так и так, если PDA для чтения почты — то Blackberry. Когда компания выходит на иностранные рынки — политики реплицируется и на новые офисы, если это не противоречит условиям местного законодательства. Сейчас даже у Обамы не смогли спецслужбы забрать его Blackberry (он кстати, подсел на него в универе) для личной переписки, хотя президент обязан подчинятся правилам и порядкам принятым в Болом доме.